- Без рубрики

РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийского онлайн круглого стола «АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА АНАТОМИЧЕСКИХ КАФЕДРАХ»

2 декабря 2021 г в рамках XII Национального Конгресса с международным участием «Экология и здоровье человека на Севере» состоялся Всероссийский онлайн круглый стол на тему «Актуальность реализации дополнительных образовательных программ на анатомических кафедрах». Организаторами форума выступили Научное медицинское общество анатомов, гистологов и эмбриологов (НМОАГЭ) России и кафедра нормальной и патологической анатомии, оперативной хирургии с топографической анатомией и судебной медицины Северо-Восточного Федерального университета имени М.К. Аммосова. В работе мероприятия приняли участие заведующие кафедрами, преподаватели анатомических кафедр медицинских вузов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Самары, Перми, Омска, Красноярска, Якутска), студенты, ординаторы, аспиранты. Модераторами выступили заведующий нормальной и патологической анатомии, оперативной хирургии с топографической анатомией и судебной медицины, руководитель Якутского отделения НМОАГЭ РФ профессор Гармаева Д.К. и ректор частного Университета РЕАВИЗ, вице-президент НМОАГЭ, профессор Хайруллин Р.М.

Участники мероприятия единодушно констатировали, что в условиях растущей конкуренции на рынке образовательных услуг, сокращения прямого финансирования из государственного бюджета идет активная трансформация вузов в организации предпринимательского типа, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка, получение прибыли. В этих условиях перед классическими кафедрами фундаментального медицинского образования встает актуальная задача поиска новых направлений повышения эффективной деятельности, в том числе полномасштабного участия в реализации различных уровней программ дополнительного образования, включая высшее. Внедрение новых дополнительных программ и форм обучения не должно разрушать классические методы и подходы, результативность которых была проверена временем, в первую очередь с использованием классических анатомических препаратов.

В рамках Круглого стола участники также отметили о необходимости изучения проблемы получения кадаверного материала в рамках существующего правового поля, владения им и исполнения юридической правоприменительной практики.

Исходя из этого, а также заслушав и обсудив доклады, участники круглого стола приняли следующие рекомендации:

НМОАГЭ:

  1. Рекомендовать анатомическим кафедрам медицинских вузов и факультетов разработку и участие в разработке, организацию учебных курсов, семинаров (вебинаров), тренингов в рамках системы дополнительного профессионального образования по имеющимся и разрабатываемым нормативным документам в области анатомической деятельности, активное участие в управлении образовательной деятельностью с использованием анатомического материала.
  2. Рекомендовать внедрить участие коллективов анатомических кафедр медицинских вузов и факультетов, состоящих из специалистов высокого профессионального уровня в организации и проведении анатомо-клинических научно-практических конференций и диссекционных курсов по различным хирургическим специальностям с использованием опыта деятельности анатомических кафедр группы университетов РЕАВИЗ (зав. кафедрой – доц. А.А. Супильников).
  3. Организовать обучающий семинар о проблемах и путях решения получения кадаверного материала в рамках существующего правового поля, владения им и исполнения юридической правоприменительной практики.

Заведующим кафедрами:

  1. Рекомендовать изучить анатомическим кафедрам медицинских вузов и факультетов опыт кафедры анатомии человека Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (зав. – профессор Медведева Н.Н.) по реализации дополнительных образовательных программ и форм организации обучения по подготовке кадров для морфологических кафедр и рекомендовать его к внедрению на кафедрах.
  2. Для повышения качества и оптимизации процесса подготовки высококвалифицированных специалистов в ординатуре рекомендовать к внедрению опыт кафедры нормальной и патологической анатомии Астраханского государственного медицинского университета (зав. – профессор Удочкина Л.А.) по включению модуля по дисциплине «анатомия» в учебную программу ординатуры с учетом специальности.
  3. Развивать многообразие и вариативность путей достижения образовательных результатов в современных условиях обучения на морфологических кафедрах медицинских вузов при расширении самостоятельности и ответственности образовательных организаций за процесс и результаты образования. 
  4. Расширять научное сотрудничество с ведущими российскими и международными научно-исследовательскими учреждениями, активно привлекать к выполнению НИР студентов, ординаторов, аспирантов, врачей практического здравоохранения.

Резолюция одобрена участниками Круглого стола 2 декабря 2021 года.