Богоявленская Т.А., Васильев Ю.Л., Кытько О.В., Дыдыкин С.С.
Дистанционное обучение на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии ИКМ им. Н.В. Склифосовского Сеченовского университета в настоящее время.
Сеченовский университет
Кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии ИКМ им. Н.В. Склифосовского приступила к работе по дистанционному обучению студентов сразу после перевода на него Сеченовского Университета университета (с 16.03.2020) на основании приказа ректора П.В. Глыбочко и распоряжений и помощи проректора Литвиновой Т.М. и администрации.
Работа была начата с ревизии учебной частью кафедры размещённых на Едином образовательном портале (ЕОПе) видео-лекций и имеющихся массовых открытых онлайн-курсов (МООКов), а также, размещённых методических материалов кафедры (методичек, тестов, задач, презентаций лекций и т. д.). Был проработан, составлен и внедрен в дистанционный образовательный процесс план занятий и коллоквиумов, а также определены ответственные за подготовку видео-лекций и их текстового сопровождения, а также каждого конкретного тематического фрагмента.
Следует отметить, что с первого дня к работе приступила так называемая «продвинутая» часть кафедры, состоящая из, как правило, молодых и креативных сотрудников под руководством опытных методистов (доцентов Кытько О.В., Богоявленской Т.А., Васильева Ю.Л.). Подключение к активной преподавательской и методической деятельности остальных сотрудников кафедры заняло некоторое время: от одного до нескольких дней. В основном сложности были сопряжены с настройками рабочих платформ и обучением сотрудников рабочим цифровым функциям.
Формат дистанционного обучения по теоретическим разделам включает в себя:
– видеозапись презентаций теоретических разделов, разбитых на мини-блоки (15 минут) для лучшего усвоения. Такая временная разбивка связана с особенностью усвоения материала и контролем внимания обучающихся на изучаемом предмете, чего не наблюдается в режиме реального времени при непосредственной работе в учебной аудитории в режиме обратной связи;
– видеозаписи применения блока информации на примере ситуационных задач;
– интерактивных элементов, включенных в видео лекции, вопросов для повышения активности и внимания обучающихся;
– обратной связи с преподавателями в виде группового чата с вопросами и ответами по отдельным блокам информации;
– удаленного тестирования, как инструмента для самоконтроля обучающегося своего уровня знаний;
– обратной связи в онлайн режиме в голосовых и видео каналах для закрепления и внешнего контроля знаний.
В качестве динамической площадки для хранения и демонстрации имеющихся видео-презентаций, обмена как короткими сообщениями, так и для проведения блиц-формата «вопрос-ответ» была зарегистрирована тематическая группа в социальной сети «Вконтакте». Для качественной оценки посещаемости и охвата аудитории нами была установлен закрытий тип сообщества с правом допуска обучающихся 2 курса Сеченовского университета (рис.1).
Рисунок 1. Общий вид группы кафедры в социальной сети «Вконтакте»
Учитывая высокую вовлеченность обучающихся в использование социальных сетей, использование портала «Вконтакте» является привычной и комфортной средой для пользователей, которым не требуется дополнительных ресурсов и времени для освоения функционалом платформы.
Содержательная часть группы состоит из следующих блоков: активная «стена», на которой согласно ранее сформированной временной секте размещаются тематические видео-лекции как на русском (рис.2), так и на английском языках (рис.3).
Рисунок 2. Видео-лекция для русскоязычных студентов
Рисунок 3. Видео-лекция для англоговорящих студентов
Помимо лекционного материала, сопровождающегося голосовыми объяснениями преподавателя, мы использовали интерактивные формы общения со студентами на примере ситуационной задачи (рисунок 4). Высокая активность участников сообщества позволяет в игровой форме более эффективно разобрать сложные и непонятные вопросы дисциплины.
Рисунок 4. Интерактивный формат взаимодействия с обучающимися по результату пройденного материала.
К рутинной работе без просьб по своей инициативе подключились многие студенты. Креативность – признак молодости, и студенты активно предлагают идей оптимизации процесса дистанционного обучения. Обратная связь и рассмотрение их инициатив крайне важно в условиях такого формата образования.
Для обратной связи нами была выбрана обучающая платформа Discord, предложенная креативными инициативными обучающимися (Баков Д., 26 группа ИКМ; Васильева Е., 21 группа ИКМ, Салахова Д., 32 группа ИКМ, Вартанян К., 4 группа ИКМ, Дегтярева Н., 5 группа КИДЗ) студентами, как удобная за счет функций аудио- и видео обратной связи, для проведения преподавателем видео-лекций, удаленных семинарских теоретических занятий и коллоквиумов и непосредственного общения со студентами, преподаватели сразу приступили к дистанционной работе по текущей теме. Подключение студентов к серверу кафедры на обучающей платформе Discord (рис.5) через ЕОП не заняло много времени, так как студенты легко осуществляют подключение и хорошо в своей массе владеют компьютерными технологиями, в отличии, сожалению, от многих преподавателей.
Рисунок 5. Внешний вид сервера кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии: открыта вкладка информационного канала для иностранных обучающихся
Для оптимизации рабочего процесса нами была предложена схема идентификации обучающихся через следующую запись «Название института (ИКМ, КИЗД, МШМБ)-номер курса-номер группы-ФИО», где ИКМ – институт клинической медицины, КИЗД – клинический институт здоровья детей и МШМБ – медицинская школа медицины будущего. Для иностранных обучающихся была предложена упрощенная схема «Номер курса-номер группы-Фамилия и имя»
Помимо видео- и аудио-общения, платформа Discord позволяет вести текстовые каналы, где можно размещать как ссылки на внешние ресурсы, так и собственные тексты (рисунок 6). Нами были созданы информационные каналы как для русскоязычных, так и англоговорящих обучающихся.
Рисунок 6. Внешний вид текстового информационного канала
Гораздо сложнее донести информацию до каждого отдельного обучающегося, так как атмосфера удаленности и отсутствия очного контроля влияет на студентов крайне расслабляюще. Собрать и проинформировать 1500 студентов можно за два-три дня, но вот убедиться в получении информации и ее понимании составляет объективную проблему дистанционного обучения инструментальной и прикладной дисциплины. Поэтому мы настаиваем на внешнем контроле, благодаря которому возможна активизация большей части обучающихся.
Таким образом плановая работа кафедры по дистанционному обучению нашей дисциплине была начата и структурирована ещё до введения нерабочих дней. В период нерабочих дней продолжилась консультационная работа преподавателей в своих группах и создание задела видеоматериалов на занятия по следующим темам. Следует сразу отметить, что дистанционное обучение студентов требует от добросовестного преподавателя уделять в разы больше времени работе со студентами, а не только в часы по его кафедральному расписанию. Удаленный формат работы – это вызов для преподавателя классического образцы, проверка на креативность и способность адаптироваться к форс-мажорным условиям.
Кроме того, в условиях дистанционного обучения крайне важно разделение обязанностей. В таких условиях обучения у конкретного преподавателя без координации с коллегами работа затруднена. Крайне важно разделить потоки информации, так как работа идет на многих фронтах. Считаем необходимыми ежедневные голосовые конференции кафедры для текущего обсуждения и контроля выполнения поставленных задач.
Учитывая, что дистанционное обучение имеет свои характерные особенности как методических подходов, так и учета посещений занятий, жесткая привязка преподавателей и обучаемых не осуществляется при безусловном общем соблюдении рабочего плана и графика занятий и зачетов. Наилучшей формой подачи материала преподавателем как показывает предыдущий и сегодняшний опыт, является дистанционный семинар, состоящий из 15-минутных видео-лекций преподавателя с последующим обсуждением в группе. При этом, каждый обучающийся имеет постоянный доступ ко всему архиву методических материалов кафедры. Первый зачёт на нашей кафедре проведен сразу после окончания прохождения изучаемой темы, т. е. после 06.04.20.
Работа с иностранными студентами проводится по той же схеме, они обеспечены видео-презентациями и методическими материалами по нашей дисциплине на английском языке, размещенными на ЕОП, и проходят дистанционное обучение под руководством опытного преподавателя (доц. Васильев Ю. Л.), хорошо владеющим английским языком. Следует отметить, что учебная активность иностранных студентов, в отличие от отечественных, оставляет желать много лучшего. Если охват русскоязычных студентов близок к 90%, то англоговорящие включились в значительно меньшем количестве. Это связано с тем, что они сейчас находятся в разных странах мира, живут по другому времени, и очень разобщены между собой.
Наш опыт дистанционного проведения коллоквиумов позволяет сделать заключение, что проконтролировать подготовку студента во время дистанционной сдачи экзамена без системы зеркал невозможно. Также большинство студентов сообщают об отсутствие веб-камер на их мобильных и стационарных устройствах связи. Низкая скорость интернета в пиковые часы трафика не позволяет наладить непрерывную аудио- и видео связь. Для комиссионного проведения экзамена и отведения на подготовку студента положенных 20 минут, пропускная способность нашей кафедры составит до 12 человек за один день пересдачи экзамена. Совмещение промежуточной аттестации (пересдачи) и проводимых в апреле месяце коллоквиумов не представляется возможным по техническим причинам. Поэтому мы считаем, что наиболее целесообразным проведение промежуточной аттестации в очном режиме после завершения карантина.
На момент написания статьи (06.04.2020) нами скорректирован имеющийся и составлен план дистанционного обучения нашей дисциплине на апрель-май весеннего семестра 2019/2020 учебного года. Кафедра планирует в соответствии с учебным планом в целом завершить теоретическую подготовку по нашей дисциплине к 30 апреля и после майских праздников, при благоприятном развитии событий, осуществлять практическую подготовку студентов в полно объёме, так как наша кафедра является одной из самых практико-ориентированных, что позволит, мы надеемся, выйти на плановые сроки завершения семестра экзаменационной сессии.
Уважаемые коллеги, давайте не будем традиционно создавать себе трудности, чтобы их потом героически преодолевать. Это реально, если, разумеется, позволит складывающаяся эпидемиологическая обстановка, – не выбиться из учебного плана весеннего семестра, надо только отнестись к решению вопроса добросовестно, творчески и не экономя сил своих и студентов.
Мы, призываем Вас к слаженной совместной работе в рамках текущего расписания занятий. Подобное отношение к своему делу позволит нам всем без значительного снижения качества подготовки завершить семестр и провести экзаменационную сессию без значительного временного смещения. Студентам, да и нам с Вами, потребуется полноценный отдых этим летом, помните об этом, преодолевая сегодняшние невзгоды.